Становление японского империализма.Часть V. Вторжение в Корею

Dreammanhist Рубрика: События,Метки: ,
2

176 watermark 320x240 0 Становление японского империализма.Часть V. Вторжение в Корею Итак к началу ХХ столетия Япония стала империей, а также “гостем на банкете”. Для понимания причин экспансии в Корею, необходимо вспомнить о выступлении Ямагаты Аритомо на открытии 1-ой сессии Праламента в 1890 году. В своей речи он говорил об охране внешних границ и границ (кордонов) интересов (см ниже полный текстовый отрывок). Корея традиционно считалась кинжалом, направленным в сердце Японии. Ещё при Тоётоми Хидэёси в конце XVI столетия была попытка завоевать Корею. Поэтому неудивительно, что осмелев и набравшись сил, Япония стала экспансионистки настроена по отношению к своему континентальному соседу.

Здесь было и ещё одно обстоятельство. Корея традиционно считалась вассалом Китая. Однако хреновая политика китайской императрицы Цы Си привела Китай к кризису и гражданской войне, завершившейся лишь к концу 40-х годов ХХ века. Поэтому можно было смело запускать свои мохнатые японские лабы в Корею, и проявить японский империализм и японский милитаризм в действии.

Поначалу экспансия носила мирный характер. В конце 1905 года Ито Хиробуми отправился в Сеул в качестве специального посланника. Он и заключил первый неравноправный договор Японии и Китая. Согласно этому договору, представителем Японии в Корее становился генеральный резидент, который имел полномочия определять корейскую внешнюю политику и использовать японские войска для наведения в Корее японского порядка. Корея таким образом становилась японским протекторатом – зависимым государством. 1 августа 1907 года корейская армия была распущена.

Сосредоточив в своих руках огромную власть и при опоре на многотысячные японские войска, Ито Хиробуми – этот величайший деятель эпохи Мэйдзи, стал проводить политику реформ корейской денежной и налоговой системы, а также модернизацией телеграфной и почтовой служб. Стратегия развития корейского протектората была принята ещё в 1904 году, когда шла русско-японская война.

Согласно этой стратегии японского империализма, из Кореи в Японию должен был поступать сравнительно дешевый рис и другие сельхозкультуры, а в Корею японские фирмы должны были поставлять продукцию японской легкой промышленности: форфор, часы, парфюмерию и пр. Расчет был на то, что со временем корейцы разбогатеют на поставке сельхозпродукции в Японию и смогут покупать товары японской промышленности.

В этом плане мы приходим к сути японского империализма, как высшей стадии развития капитализма, при которой внутренний рынок уже не может поглощать товары и приходится искать внешние рынки сбыта, чтобы не было кризиса перепроизводства. Таким рынком для Японии стала Корея. Однако не только экономическая экспансия происхода в Корее. К 1908 году сюда переселилось около 125 тыс. японцев. Естественно это были не лучшие представители японской нации. Один японский путешественник писал: “В этих полуголых женщинах, в этих шумных и грубых лавочниках, в мусоре, разбросанном на улицах не было ничего, что могло бы напоминать об утонченной культуре Японии” (Bruce Cumings, Korea’s Place in the Sun: A Modern History. New York: W.W. Norton, 1997. p. 135)

В этом отличие успешности колонизации Западом ещё не осознавших своё единство народов. Корея же насчитывала многовековую историю и не собиралась просто так сдавать свои позиции….

Национальная политика при Конституции

(из речи фельдмаршала маркиза Ямагата Аритомо, произнесенной им в качестве министра президента в первой сессии 6 декабря 1890 года)

… Все подданные империи, какие бы перемены впоследствии ни произошли в политическом мире, должны трудиться в согласии и слив свои пути воедино, двигаться вместе по широкой дороге, ведущей к общей цели. Независимость и самосохранение страны обуславливаются, во-первых, защитой ее «кордонов суверенитета», а во-вторых — защитой «кордонов интереса». Под «кордонами суверенитета» я разумею территорию страны, а под «кордонами интереса» сферу, теснейшим образом связанную с целостью «кордонов суверенитета». Нет страны, которая не защищала бы своих «кордонов суверенитета», равным образом нет страны, которая не охраняла бы своих «кордонов интереса». В настоящее время для сохранения независимости страны среди мировых держав не достаточно защищать одни только «кордоны суверенитета»; необходимо также защищать «кордоны интереса». Если же мы желаем во всей полноте оградить независимость нашей родины защитой не только «кордонов суверенитета», но и «кордонов интереса», то мы ставим себе такую задачу, которая может быть разрешена не путем отвлеченных рассуждений и договоров, а но лишь непрестанными и настойчивыми усилиями, разумеется в пределах народных ресурсов. А если это так, то на армию и флот неизбежно потребуются крупные суммы. Я ни на минуту не сомневаюсь в том, что по соображении вышеизложенных обстоятельств вы, в общем, согласитесь с правительством. Все они указывают на ответственную обязанность, которую мне, совместно с вами, надлежит выполнить в самом непродолжительном времени…

 

Японцы о Японии.

Сборник статей первоклассных японских авторитетов

/ под ред. Шрейдейра Д.И.,

пер. с англ. М.А. Шрейдера и С.Г.Займовского.

СПб. 1907. С.79

Фотографии взяты с сайта: http://www.fresher.ru/2011/08/13/fotografii-korei-nachala-20-go-veka/

Поделиться!

« »

Отзывов (2) на «Становление японского империализма.Часть V. Вторжение в Корею»