Значение выступления Сайго Такамори очень велико: с одной стороны, новый режим почувствовал, что идет по верному пути, поскольку удалось уничтожить, ни больше, ни меньше, почти такое же движение, которое привело к Реставрации Мэйдзи и к ликвидации сегунской власти.
С другой — выступление Сайго стало кульминацией широкого самурайского антиправительственного движения, которое в дальнейшем разбилось на либеральное и радикальное направления. Это движение было оформлено в сравнительно небольшие организации, но, тем не менее, не утратило своего влияния на политику страны.
С третьей стороны, после подавления гражданской войны в Сацума, активнее начался процесс расслоения самурайской прослойки: самураи вошли в Парламент в 1890 году, в полицию, в армию, в крупный бизнес и пр. Оформились своеобразные каналы сохранения и передачи воинской традиции, каналы влияния на ход внутри- и внешнеполитических процессов в Японии.
Так, например, барон Суйемацу, бывший министр внутренних дел, вот, что пишет по поводу формирования полиции: «Нынешняя японская полиция образовалась после упразднения феодальной системы, хотя и успела претерпеть различные изменения. Это было время, когда тысячи (!) молодых самураев лишились занятий, и эти то самураи главным образом и пополнили кадры полиции. Их социальное положение и степень культурного развития были значительно выше среднего уровня тех людей, с которыми им приходилось ежедневно сталкиваться. Это обстоятельство всегда имелось в виду. Даже теперь в полицию принимаются лишь лица, выдержавшие особый, довольно трудный экзамен»[1].
Итак, в полицию принимали самураев, поскольку они были одними из образованнейших кадров своего времени, имевших необходимую физическую подготовку и пр. А поскольку, по вышеприведенным словам Дюмолара, самураи пользовались огромным влиянием, то естественно, что значение полиции в обществе неминуемо должно было повыситься. Используя авторитет самураев, правительство, видимо, стремилось приобрести уважение в глазах народа. Так сказать «легитимизировать» свою власть.
В 1872 году, то есть в самом начале периода Мэйдзи, для изучения западной полицейской системы был отправлен в Европу бывший самурай Кавадзи Тосиёси. По возвращении на родину он рекомендовал реорганизовать полицейское ведомство, взяв за основу прусскую и французскую модели. Таким образом видно, в ком правящий режим видел свою опору, во всяком случае в военной и полицейской сферах – в самураях, путь и бывших.
Кроме того, ещё в период Токугава самураи прочно вошли в систему управления: они стали чиновниками мелкого, среднего и высшего звена[2]. Многие самураи задумывались над тем, что им делать в мирный период. Ответ уже был сформулирован многими авторами эпохи Токугава. Одним из них был Юдзан Дайдоздзи (1639 — 1731), автор произведения «Будосёсинсю», написанного уже в мирный период. Юдзан происходил из знатной самурайской семьи, ведущей род от клана Тайра.
Позднее он стал ренином и много путешествовал по стране. Вот как Дайдодзи отвечал на поставленный выше вопрос: «Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги, — что он должен умереть»[3]. Именно об этом должен помнить буси даже в мирный период. С наступлением периода Мэйдзи, самураи продолжали сохранять свое положение в чиновничестве на разных уровнях бюрократии.
[1] Полиция. Барон Суймацу, бывший министр внутренних дел / Японцы о Японии. Сборник статей первоклассных японских авторитетов / под ред. Шрейдейра Д.И., пер. с англ. М.А. Шрейдера и С.Г.Займовского. СПб. 1907 С.445
[2] Книга самурая. Ю. Дайдодзи. Будосёсинсю. Я. Цунэтомо. Хагакурэ. Ю. Мисима. Хагакурэ Нюмон. СПб. 2005. С. 19 — 20
[3] Ю. Дайдодзи. Будосёсинсю./ Книга самурая. Ю. Дайдодзи. Будосёсинсю. Я. Цунэтомо. Хагакурэ. Ю. Мисима. Хагакурэ Нюмон. СПб. 2005. С. 17
17 Март 2012 9:27
I came, I read this airtcle, I conquered.