Наконец-то добрался до личности Императора Мацухито. Давно порывался написать, но все не давали покоя другие темы. Личность Императора очень символична. Под символом его имени прошла целая эпоха с 1868 по 1912 гг. Эта эпоха японского чуда, небывалого в истории человечества. Когда страна была на грани дележа великими державами , но сумела воспользоваться моментом, и перейти в разряд этих самых великих держав.
Итак, будущий император Японии родился 3 ноября 1852 года. Это произошло в аристократическом доме, недалеко от Киото. Мать Мацухито была не императрицей, а одной из наложниц императора Комэя. В доме, где он родился, прошло детство его матери. Сразу после рождения младенца, по обычаю окунули в Родник божественной помощи, согласно ритуалу. Вообще с самого детства наследных принцев окружали завидным вниманием и берегли от всяких угроз как реальных, так и мнимых. Среди последних были и разного рода нечистые силы, которые питались всевозможными суевериями. Надо сказать, что суеверия пронизывали весь двор.
Младенца эти суеверия и ритуалы коснулись с первых дней рождения. Новорожденного принца охраняли собаки из папье-маше, на его лбу выводили иероглиф “собака” – все с теми же охранными целями. При этом при каждом перемещении младенца в комнате разбрасывались рисовые зерна из ведра с двумя белыми шнурами, на которых завязывали узел, когда ребенок чихал. Считалось, что чем больше младенец чихнет в первую неделю после рождения, тем дольше будет жить.
Новорожденного нарекли Ситино Мийя. Мийя – одно из тех японских слов, означающих “принц”. Принц рос болезненным и слабым ребенком, что позднее он сумел преодолеть физическими упражнениями. Однако принц обладал своенравным характером: нещадно лупил своих высокородных сверсников, которым запрещалось давать принцу сдачи.
В возрасте 8 лет его усыновила императрица и провозгласила наследным принцем, дав новое имя – Мацухито Синно (“Принц Мацухито”) Позже Мацухито получил коронационное имя Мэйдзи, под которым и вошел в историю.
После издевательств над сверсниками Мацухито увлекся лошадьми и самурайскими мечами. Страсть к самурайскому оружию питалась в нем с самого детства, поэтому нельзя сказать, что самурайские обычаи обошли Мацухито стороной.
После прихода иностранцев, особенно после дерзкого визита командора Перри, наследный принц заинтересовался иностранцами и их диковинными вещицами. Хотя конечно вырваться из под завидного внимания фрейлин было непросто. Этих фрейлин – дочерей видных аристократов – было около трехсот, и они пользовались огромной властью, особенно те, которые находились на вершине иерархии. Фрейлины попадали в детстве в Императорский двор . Если аристократ отдавал свою дочь во фрейлины, то его влияние при дворе естественно росло. Фрейлины обладали настолько большой властью, что даже могли не пустить того или иного неугодного им министра к Мэйдзи, сославшись на высокий титул императора Японии, или на что-нибудь ещё величественное и … важное.
К семнадцати годам Мэйдзи, несмотря на свой высокий титул императора Японии, сохранил детскую неуклюжесть и некоторую скованность речи. Без дворцового макияжа его лицо оказывалось смуглым, с правильными мужественными чертами, густыми бровями. Длинные черные волосы, уложены в викторианском стиле и напомажены маслом из камелии. При росте в 170 см. Мэйдзи имел плотное, кореснастое телосложение (по японским меркам). Двигался император несколько неровно, иногда как бы замирая в нерешительности. Интересная особенность: Мэйдзи и взрелом возрасте преследовали кошмары и он до жути боялся кораблей.
Несмотря на произошедший выход Мэйдзи на международную арену, сказать о нем что-либо с определенностью было весьма непросто, так как Мэйдзи вел закрытый от посторонних глаз образ жизни. Присутствие на военных смотрах, редкие аудиенции с иностранными дипломатами. Во дворце Мацухито особо не утруждал себя государственными делами: сакэ, лошади, наблюдение за соревнованиями борцов-сумоистов….
В более зрелом возрасте Мацухито завертел хоровод – красавицы, пирушки, вечерние конные прогулки…. Женившись, Император содержал триста фрейлин и пять “официальных наложниц”. Разменяв второй десяток, Мацухито предпочитал коротать досуг, складывая стихи, играя в го и в японский футбол с друзьями. В японском футболе главное – удерживать мяч в воздухе, победа ради победы – ничего не значит. Мацухито стал большим груманом, мог перепить любого: ни одна трапеца не начиналась и не заканчивалась без бутылки-другой превосходного французского вина. На десерт Мацухито прохаживал вдоль выстроенных в линеечку фрейлин и ронял платок к ногам очередной фаворитки. От фрейлин Мацухито имел 15 детей, и ни одного от императрицы Харуко. Попойки императора зачастую превращались в разнузданный кутеж с фрейлинами.
…. А по утрам император Мацухито стоически занимался селекцией нового вида японского ириса…
Всё это надоело самурайской олигархии. Генерал Сайго Такамори в 1871 г. вознамерился разогнать фрейлин и объяить во дворце режим трезовости. Само собой фрейлины встретили такие новости в штыки. Однако императору пришлось подчинится, чтобы не потерять лицо. Ведь главной японской добродетелью считалось самоограничение.
Кто же руководил страной реально? Кто, если не Мэйдзи?
В японской традиии не давать прямого ответа на вопрос. Выставляющий себя напоказ поступает неуклюже и подвергает свою жизнь опасности, так можно испортить всё дело. В рядах антисегунской оппозиции, посадившей Мацухито на трон, шла ожесточенная борьба а влияние. В такой борьбе чрезвычайно важно, не подставляя себя под удар, маневрировать за спиной императора. Мацухито стал главой государства, но не главой правительства. И все же в историческом контексте следует рассматривать усиление влияния императорской семьи после многовекового политического забвения.
Правили страной олигархи, вышедшие из самураев, члены гэнро.
И всё же император Мэйдзи – одна из ключевых фигур своей эпохи. Его имя символизирует японское чудо, и совершенно не важно, как коротал досуг Император…
По материалам книг: Сигрейв С. Династия Ямато.М., 2005.
ДейноровЭ.История Японии. М., 2008