Искусство Японии. Часть 2

Dreammanhist Рубрика: Искусство Японии,Метки: , , , , ,
3

Продолжая говорить об уникальности искусства Японии, следует в первую очередь отметить его асимметричность. Там, где европеец поставит вазу в центре, японец предпочтет поставить ее с краю. Асимметричность в полной мере отражает принцип одного угла, воплощая некий оригинальный образ прекрасного. Когда красота несовершенна и имеет налет старины, носит отпечаток грубоватой упрощенности, именно тогда нам открывается столь ценимое в Японии качество красоты – саби.

Если произведение искусства хоть краешком пространства передает колорит своей эпохи, оно уже обладает саби. Саби тоже входит в особенности японского искусства. Магия саби заключается в несовершенстве, в присущей архаике, простоте (ваби), а также в богатстве исторических ассоциаций. Разумеется познать саби произвденеия может лишь человек сведущий в истории, и если он является носителем культурных символов или имеет о них представление.

Значит ли это, что японские произведения может постигнуть лишь японец? Такой вопрос давно интересовал культуролов. И одна из них американских культуролов и антрополог Рут Беннедикт сумела разработать метод не только постижения искусства и культуры другой страны, но и сумела сделать это на расстоянии. Для этого надо лишь перестать воспринимать искусство Японии в точки зрения своей культуры, а постараться увидеть те смыслы, которые не входят в этос (набор элементов) твоей культуры. Как-то так, в общем icon smile Искусство Японии. Часть 2

Саби также содержит некие необъяснимые черты, которые возводят данное произволение в ранг художественного творения.

Принцип саби также смежен с идеей одиночества, которой проникнута львиная доля японских произведений искусства. Естественно, для европейцев одиночество как-то дико: ты должен быть в постоянной тусовке, чтобы не выглядеть странным, нелепым, идиотом. Между тем, чтобы понять это различие, повесьте в европейской картинной галерее портрет в стиле суми-э, и посмотрите, как будут реагировать зрители. Их реакция подтвердит, что идея одиночества принадлежит Востоку, но не Западу.

Исходя из всего вышесказанного напрашивается вывод о том, что для японского искусства характерна доктрина аскетического и дзэнского эстетизма. Импульсы, побуждающие к искусству, творчеству, в Японии более естественны, органически присущи человеку, чем моральные установки. В Дзэн искусство – первично, мораль – вторична. Произвдения, носящие отпечаток Дзэн могут быть и аморальными. Потому что дзэн, как и японское искусство вне рамок, это чистое творчество, которое не про рамки и догмы…

« »


Отзывов (3) на «Искусство Японии. Часть 2»