Что мне нравится в классических японских интерьерах, так это простота и изящество, дух аскезы и умиротворения. Японские жилые строения традиционно строились просто. Сначала вбивались в землю несущие столбы, затем все это обделывалось деревом.
Верх мобильности – это раздвижные ширмы-перегородки, которые легко можно было убрать. Такая простота обусловлена естественными природными условиями Японии. Ведь в случае землятрясений, которые случаются не редко на японских островах, любое строение, будь оно построено основательно легко разрушится. А строение, которое построение проще и восстановить проще. Японский минимализм в интерьере проявлялся гораздо больше в прошлом, чем в будущем.
В период Мэйдзи стал меняться и домашний японский интерьер. Центральным местом любого дома и был очаг – ирори. Он считался священным местом, считалось кощунством запачкать его или отнестись к нему пренебрежительно. Ведь ирори считался для деревенских жителей источником света и тепла. Огонь в очаге до периода Мэйдзи постоянно поддерживался и гасился только в исключительных случаях. Однако в 1882 году в Японии появились спички, и само собой отпала необходимость постоянно поддерживать в очаге огонь, что раньше символизировало самостоятельное японское искусство.
Однако наряду со спичаками появились и переносные жаровни – хибати. Теперь каждый член семьи при желании мог иметь свой очаг, которые легко можно было перенести в свой угол. Такое положение вещей повлияло на изменение японского интерьера. Если раньше место, где горел ирори – была просторная комната, то теперь это пространство стало обрастать ширмами, что привело с одной стороны к распаду большой традиционной семьи, и развитию в Японии индивидуализма.
Кроме всего этого старый закон сегуната, согласно которому крестьянские жители не могли иметь многоэтажных построек, был отменен, и теперь каждый мог планировать своё жилище, как хочет. Как следствие в домах появилось больше комнат. Чердаки, которые ранее использовались для разведения гусениц-шелкопрядов, теперь превратились в жилые помещения.
Пол в домах, как правило, покрывали только соломенными циновками, на которые усаживали гостей, и которые свертыли, когда они были не нужны. Однако когда материалы стали более доступными появились татами – которые оставались на полу почти всегда. Ажурные перегородки наряду с татами стали достоянием широких слоёв населения. Сёдзи – прозрачные ширмы делали дома гораздо светлее, ведь бумага для них стала производиться промышленным способом.
Как видим японский интерьер изменился с наступлением периода Мэйдзи. Широкое распространение сёдзи повлияло на японское искусство, придав ему оригинальность в обделке японских интерьеров.
17 Март 2012 15:00
Great artcile, thank you again for writing.