Император Японии уникален тем, что его изображения никогда не делались. Если в России императоры хоть и были наместниками Бога, и его помазанниками, то в Японии императоры были сами богами. Самом собой как же можно изобразить бога? Он же вездесущ. Поэтому до эпоху Мэйдзи императоров не изображали. Однако сам император Мэйдзи уникален также тем, что впервые его подданные увидели, как выглядит их бог.
Не сразу можно понять, какая катастрофическая ломка произошла в традиционном сознании Японцев! В истории Японии не было ничего доселе подобного! Как же передать это ощущение? Когда нечто священное и скрытое становится вдруг явным и открытым?
Когда я учился в вузе, преподаватели всегда говорили, что “вжится” эпоху, понять её, крайне сложная задача. Без этого немыслимо никакое историческое исследование, никакой экскурс в прошлое! Понять дух эпохи могут помочь всевозможные вещи, предметы. Поэтому музей – крайне полезная вещь для любого, кто интересуется историей в общем, и историей Японии, в частности.
Увидеть изображение императора Японии, все равно что сегодня верующему увидеть своего бога, или услышать. Именно поэтому японцы, когда император проезжал по Японии в первые годы своего правления, собирали гальку, по которой проехал паланкин Мэйдзи. Считалось , что она приносит счастье, также как и земля из под ног императора.
Однако за все правление императора Мэйдзи было сделано всего два его изображения. Первая фотография была сделана в 1873 году, когда для заключения договоров и общения с западными посольствами, нужна была эта фотография. На ней изображен молодой человек с пушком на лице в западном военном мундире. Второе изображение Мэйдзи было сделано аж через 15 лет!
А через 15 лет – в 1888 году, император уже не разъезжал по Японии, а стал незыблим – во дворце. К тому же он возмужал. Поэтому фото молодого человека с пушком на лице не очень соответствовало его положению. Для создания новой фотографии подрядили итальянца Эдуардо Киоссоне (1832 – 1898 гг.). Ему было поручено сделать черновые наброски императора. Для этого художнику пришлось спрятаться за перегородкой, невзначай наблюдая за обедней императора. Однако эти зарисовки были сделаны незаконно: никакого высочайшего дозволения итальянец не получал!
Однако дерзкий Киоссоне написал портрет императора Мэйдзи, который в дальнейшем использовался везде. И даже в наиболее успешные школы поставлялись портреты Мэйдзи – как привилегия! На новом портрете император более мужественнее, держит в руке саблю и вообще готов к рывку – выражая стремление целой нации! Ходят упорные слухи, что император остался доволен своим незаконным портретом, и даже пригласил итальянского мастера отобедать!
Итак, в эпох Мэйдзи в сознании японцев произошла трансформация образа императора от некоего божества до вполне осязаемого… божества. В конечном счете ещё одна ломка произойдет после 1945 года, когда японцы увидят своего императора рядом с выше наголову генералом МакАртуром. Но это уже совсем другая история!
А какой портрет Вам нравится больше?! Напишите в комментариях!
« Японские мифы о модернизации Борис Юлин о сдаче Порт-Артура в ходе русско-японской войны »
23 Январь 2013 9:01
и на этом месте желание добавлять сайт и ленту новостей в избранное прjпали напрочь. Мало рекламы на сайте. надо повсюду развешать. и значки лайк и твит добавить везде. че ж только в комментариях-то?
1 Февраль 2013 12:38
Я понимаю, ваше возмущение. Но на самом деле весь контент на сайте бесплатный, почему бы не поставить лайк? Это нетрудно – зато классная форма благодарности.