Сайт диплом среднего образования заказать от www.original-diplom.net - про образование.



Чайная церемония. Продолжение

dreammanhist Рубрика: Искусство Японии, Традиции Японии,Метки: , , ,
2

370 watermark 320x240 6 Чайная церемония. Продолжение Добрый день, читатели моего блога! Вновь искренне рад вас приветствовать!

В прошлом посте мы с Вами заговорили о чайной церемонии и о четырех принципах ее проведения. Как же в домашних условиях создать атмосферу для чайной церемонии? Какими принципами необходимо руководствоваться? Давайте раскроем все секреты чайной церемонии.

 

Один из принципов – гармония (ва). Иероглиф “гармония” означает также “мягкость духа”, что, пожалуй, более точно отражает характер всей японской чайной церемонии. Гармония свойственна внешней форме японского искусства, в то время как мягкость предполагает обращение к к внутреннему содержанию, к чувствам человека. Атмосфера чайного павильона, или чайной хижины должна быть наполнена этой мягкостью – мягкостью деликатных двжений, рассеяным мягким светом, негромкими звуками, утонченными ароматами.

Если гармония есть во вне вас, то она постепенно зародится в вас самих. Атмосферу помещения на самом деле легко почувствовать. Для этого я рекомендую вам сходить в гости. А перед отправлением, запомните ощущения в вашем жилище. Бывает так, что приходишь в гости, а уходить не хочется, потому что сама атмосфера расслабляет. А бывает и наоборот :).

Чайная чашка должна быть неправильной формы, может быть даже не всегда покрытая глазурью. Для аромата можно использовать как курильницу, так и аромалампу или аромапалочки. Окна и ширмы – ещё один источник мягкости и очарования. В комнату должен проникать лишь слабый ненаправленный свет, соответствующий задумчивому настроению гостей.

Следовательно суть чайной церемонии – в гармонии, в прочувствовании всех пяти стихий. Однако кроме этой цели, чайная церемония в виде ритуала Дзэн-буддизма сыграла и роль в демократизации японского общества. Ведь несмотря на кажущуюся строгую социальную иерархию, сложившуюся во времена средневековой Японии, идеи “равенства и братства” находили в народе питательную силу.

В чайной хижине во время японской чайной церемонии гостям независимо от чинов и званий оказывается равное уважение: здесь все суетные мирские предрассудки отброшены, колени простолюдина соприкасаются с коленями вельможи, и они почтительно беседуют о том, что интересует обоих.

Я конечно далек от мысли, что простолюдин мог спокойно сидеть с самураем. Ведь за пределами чайной хижины последний с легкостью мог проверить остроту своего японского меча на любом простолюдине, который не окажет должного почтения. Но пока не изобрели машину времени, думаю, можно утверждать, что какие-то такие зачатки равенства были в Японском обществе. Однако есть мнение, что только монахи были вхожи в дома людей из разных сословий и могли чувствовать себя с ними на равне, так как этого требовал Дзэн.

Второй принцип японской чайной церемонии – почтительность (кэй). Как пишет известный ученый Д.Т. Судзуки, почтительность – чувство, присущее тем, кто выше нас, простых смертных. Со временем оно трансформируется в социальные отношения, чтобы затем выродится в голый формализм.

В наше время повальной “демократии” никто не может считать себя выше другого. Однако если проанализировать социальные отношения, то выяснится, что в почтительности отражаются ограниченность физических, интеллектуальных, моральных и духовных возможностей. Поэтому мы живем в тени противоречий: с одной стороны мы считаем себя не хуже любого другого, с другой врожденная подозрительность подсказывает нам, что многие лучше нам по тем или иным свойствам характера, и это порождает либо комплект неполноценности, либо чувство чрезмерной правоты или даже наглости.

Поэтому когда в чайную чашку наливают горячую воду, вместе с ней изливается все на свете – хорошее и плохое, чистое и нечистое, поступки, за которые надо краснеть, и поступки, которые некуда больше выплеснуть, кроме как в недра подсознания. Таким образом чайная церемония – это некий способо психотерапии, нечто вроде покаяния в христианстве. Однако на мой взгляд, Дзэн в целом и японская чайная церемония в частности менее требовательны человеку, более свободен, чем христианство. А как считаете Вы?

Пока писал этот пост безумно захотелось чаю хлебнуть. Какой только чай не перепробовал! Однако в последнее время в равной степени прикладываюсь и к черному индийскому и к зеленому китайскому. Ещё пил однажды японский зеленый чай в гранулах. Гранулы раздавливаешь в кружку и заливаешь кипятком. Пил без сахара. Офигенный чай. Надо будет купить в аптеке как-нибудь ещё!

 

« »



Отзывов (2) на «Чайная церемония. Продолжение»