Запад открыл для себя японское искусство именно в эпоху Мэйдзи. Это открытие происходило при непосредственном участии самих японцев, которые активно участвовали в разнообразных мировых выставках в Европе. Однако, как это ни печально, хотя и закономерно, усиленная модернизация привела к тому, что японцы стали думать, будто их искусство, да и все, что связано с древностью – глупые пережитки.
Молодое поколение стало вести себя также разнузданно, как сейчас. Конфуцианские сказки, в которых сын накрывал родителей своей одеждой от комаров и подставлял свое тело для маскитов – высмеивались всеми, кому не лень.
Раньше я вот лично думал, что лишь русским людям свойственно отрицание своего прошлого. Однако такое заблуждение стало возможным потому, что за прошлый век Россия-матушка пережила по меньшей мере пять революций – коренных ломок социального и политического строя. Вероятно поэтому наши соотечественники так не любят своё прошлое, а бывает даже, что плюют на него.
Между тем японцы в эпоху Мэйдзи поступали точно также: переставали ценить свои исконные традиции, обычаи… и традиционное японское искусство.
Так, например взгляды видного “западника” Токутоми Сохо сводились к тому, что “злейшими врагами молодого человека могут оказаться пожилые люди (!), которых он всегда любил и уважал. Заодно со стариками Сохо объявлял анахронизмом и всю яонскую культуру. В нынешней Японии его ничего не устраивало. Ничего за исключением географии и климата…. Больше всего его радовало островное положение страны, которое напоминало ему об Англии.”
И во многом была заслуга европейцев, которые в буквальном смысле открыли японцам глаза на те сокровища, которым они обладали.
В этом плане стоит отметить деятельность Эрнеста Фенолоссы, профессора философии и этнографии, преподававшем в Токийском университете с 1878 г. В 1884 году в префектуру Нара направилась комиссия во главе с Окакурой Тэнсином, Кано Тэссэй и Э. Феноллосой.
Задача комиссии состояла в том, чтобы обследовать буддийские храмы и синтоисткие святилища и занесение в каталог находившихся там предметов культа, которые комиссия сочла бы, ни больше ни меньше, шедеврами искусства.
Так, в храме Хорюдзи комиссия “открыла” деревянную статую VII в. , вырезанную корейскими мастерами. Вот как сам Феоллоса описывает посещение храма:
“Центральное правительство снабдило меня бумагами, которые предоставляли право открывать хранилища и храмы. Центральное место в восьмиугольном павильоне Юмэдоно занимало большое закрытое святилище, устремлявшееся в верх, подобно колонне. Священники Хорюдзи сказали, что, согласно традиции Японии, в этом святилище находится проивзедение корейских мастеров времени правления Суйко (VI – VII вв.), но само святилище не открывалось больше двухсот лет.
Воодушевленные перспективой обнаружения уникальной ценности, мы всячески убеждали священников продемонстрировать нам ее. В течении долгого времени они отказывались, утверждая, что в наказание за святотатство землетресение уничтожит храм. В конце концов нам удалось убедить их; я никогда не забуду, что мы почувствовали, когда ключ после столь многих лет со скрипом повернулся в заржавленном замке. В святилище мы увидели нечто высокое, тщательно забинтованное кусками хлопчатобумажной материи, в которую въелась пыль веков. Развернуть статую было непростой задачей, поскольку длина материи составила около 500 ярдов; наши глаза и ноздри были буквально забиты едкой пылью”.
Эх.. Завидую я Энесту! Он смог ущепнуть госпожу историю за одно мягкое место – смог ощущить время в буквальном смысле этого слова! После этого открытия, Феноллоса стал в Японии знаменитым американцем, который внес свою лепту в становление представления японцев о своем уникальном искусстве!
Между тем борьба между консерваторами (сторонниками сохранения традиций) и либералами (сторонниками модернизации) продолжалась и завершилась она все-таки консенсусом: западная техника – японский дух! Лично мне крайне хотелось бы, чтобы и модернизация в России происходила по такому же сценарию, при котором все лучшее что было оставалось, а не уничтожалось…. А вам?
По материалам:
книги А.Н. Мещерякова Император Мэйдзи и его Япония. С.420 – 421, 448
А также сайта музея О. Тэнсина: http://www.tenshin.museum.ibk.ed.jp
« Новости Мой блог попал на деньги! »