На мой взгляд, те, кто занимается экономикой, просто обязаны прочесть книгу выдающегося американского мыслителя Фрэнсиса Фукуямы “Доверие”. В этой книге автор показал причины не только развитости Японии в экономическом плане, но и также причины успешности других социумов.
Если Вы, уважаемый пользователь,читали эту фундаментальную работу, то, думаю разделите моё рвение привести здесь небольшой отрывок, который наглядно иллюстрирует причины роста темпов экономического развития Японии в период Мэйдзи, и не только….
”С самого начала феодального периода японское общество значительно отличалось от китайского по своему характеру. В японском обществе семьи были относительно маленькими и хрупкими, одновременно пояивлось большое количество социальных организаций, основанных не на родственных отношениях. С другой стороны, прочность несемейных организаций привела к тому, что семейные связи стали более уязвимы.
В японском обществе повсеместно были распространены группы, похижие на ие; глава такой группы назывался иемото. Группы иемото – это неродственные объединения людей, которые ведут себя так, как если бы они были родственниками. Учитель играет роль отца, ученики – детей; подчинение в группах имеет иерархический характер и передается по мужской линии, как в обычных семьях.
… Такая форма организации создает определенную привычку, которая переносится на деловой мир: если о японских фирмах можно сказать, что они похожи на семью, то китайские – и есть семья. В японской корпорации присутствуют структура власти и чувства морального обязательства между членами, что делает ее сходной с семьей, однако в ней также есть элемент самостоятельности, не разрушаемый соображениями родства…”.
Таким образом, если немного резюмировать, японские корпорации потому эффективны, потому что члены ее связаны такими полу-семейными узами. В такой организации ты делаешь работу не потому, что тебе платят, а потому, что ты глубоко обязан работодателю, что он взял тебя на работу, оказав тем самым тебе честь. Именно поэтому в Японии нормальна пожизненная занятость – ведь никто не уходит из семьи только потому, что в ней плохо жить.
Если скажем, говорить о России, то нечто похожее было и в России до октябрьской революции. Крестьяне жили в массе своей общинами, и если потом они переселялись в город, то жили и в городе, не теряя между собой связей. Разумеется родственники помогали родственникам. Однако с разрушением общины как коллективной формы жизни людей в ходе офигенной урбанизации после революции, эти связи разрушились…. Сегодня наше общество к сожалению слишком атомизировано: каждый сам в себе. Потому, наверное так и живем….