Самурайский кодекс бусидо. Авторский взгляд

dreammanhist Рубрика: Традиции Японии,Метки: , , ,
3

379 watermark 320x240 kodeks chesti bushido put samuraya 6 Самурайский кодекс бусидо. Авторский взгляд Здравствуйте гости и читатели моего блог-сайта!

В последнее время пишут всякое про самураев и путь бусидо. А я эту тему запустил, хотя интересные статьи по теме бусидо и пути война конечно есть! И вот значит решил раскрыть вопрос в новом свете, собрав всё, с чем спорил в разное время с разными людьми.

Кодекс самураев – бусидо до XVII столетия – вообще был неписанным. Самурайские традиции передавались от старшим к младшим, которым читали сочинения японских воинов разных эпох. Именно из легенд о прославленных воинах молодой буси (воин) черпал пищу для воспитания в себе подлинно самурайских ценностей и качеств, таких как презрение к своей жизни и смерти, преданность господину и клану, честь, достоинство, мужество…. Слова которые в наше время

, к сожалению, ничего почти не значат….

Однако не только самураи имели свой кодекс. Люди разных профессий имели свои кодексы: они были у торговцев, ремесленников, кузецов …. (см.Ратти О., Уэстбрук А. Тайны древних цивилизаций. Самураи. М., 2006)

Само собой вместе с таким неписанным бусидо – кодексом самураев, молодой буси впитывал презрение к другим сословиям, преисполнялся гордости и высокомерия. Так чтоб повзрослев, ему не составило бы труда испытать свой новый меч на каком-нибудь простолюдине или заключенном. Это позже, когда самурайские ценности были записаны в виде сочинений, в XVIII столетии, мы можем вообразить себе такого гуманного воина. На самом же деле их гуманность оставляла желать лучшего.

Вообще я считаю, что самурайские ценности начали записывать в XVIII веке для того, чтобы сгладить кризис самурайских ценностей, когда само самурайское сословие стало приходить в упадок….

Однако не буду голословным и приведу пару строк из кодекса самураев – бусидо, в доказательство того, что именно обозначенные мной ценности были ведущими для самураев. Цитаты приведу из наиболее мне интересного автора Сибы Ёсимасы – самурая XV или XVI столетия. Его сочинение Тикубасё – просто офигенно и полностью посвящено пути воина! Итак:

Про культ смерти и жертвенности: “Коль уж приносить в жертву свою жизнь, то делать это надо ради Императора или же в какой-либо крупной кампании, осуществляемой большим военачальником”. Это принесет великую славу потомкам”.

И далее: “Достойно сожаления, если упущен момент, когда можно было достойно умереть. Ведь было сказано, что готовность воина и готовность монаха – это одно и тоже. Во всех делах неспособность усмирить своё сознание, достойно сожаления”.

Про верность клану и семье : “Чем подражать хорошим качествам других людей, лучше подражай своим несовершенным родителям. Уже одно это будет способствовать продолжению традиций клана и обеспечению лучшей жизни для твоих потомков”.

Про верность господину: “Способность жить и выжить в этом мире изначально зависит от милости твоего господина. Печально, когда люди об этом забывают и , впадая в непомерную амбициозность, завидуют своим хозяевам и всему миру вообще”.

Наконец о самом пути воина: “В этом переменчивом мире наш путь – то путь дисциплины. Так уж устроен наш мир, что даже одно из десяти наших желаний не сбывается так, как мы бы этого хотели. Наверное даже у Императора не все получается так, как ему хотелось бы”.

В сказанных словах мы видим преклонение также перед Императором Японии, символом единства страны в то неспокойное время, в которое жил Сиба Ёсимаса. В будущих постах мы продолжим разбор основных нравственных императивов бусидо – пути воина, а также посмотрим, что же от них осталось в современных японцах. Также следует помнить, что тезис нашего сайта в том, что традиции самураев никуда не исчезли в эпоху Мэйдзи, и продолжают жить. Так ли это, посмотрим в следующих постах!

Цитаты взяты из книги: Сиба Ёсимаса. Тикубасё / Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве./ пер. Боченкова А., Горбатько В. М., 2006

« »



Отзывов (3) на «Самурайский кодекс бусидо. Авторский взгляд»