Сайт сайт www.diplomick.com - про дополнительное образование.



Бусидо путь воина. Авторский взгляд. Часть 2

dreammanhist Рубрика: Традиции Японии,Метки: , , , ,
4

380 watermark 320x240 200px bushido5 Бусидо путь воина. Авторский взгляд. Часть 2 Добрый день, дорогие мои читатели и друзья! Продолжаем цикл постов по вопросам бусидо кодекса самурая.

Вопрос о бусидо как пути воина крайне сложен и объёмен. К тому же мы скованы своей культурой, которая не дает нам понять другие культуры. Хотя, с другой стороны, многие принципы кодекса самураев очень близки нам, русским людям по духу.

Совершив внезапную проверку в Интернете и посмотрев отзывы на разные статьи, я понял что многих читателей интересует вопрос: следовали ли реально самураи этому кодексу? Вообще для начала надо разделить понятия “кодекс” и “путь воина”. “Кодекс” – это типа какая-то книжка, или что-то типа священного писания. А бусидо путь воина – некие правила, обычаи, традиции некой профессиональной группы людей.

Собственно бусидо, который бы представлял кодекс самурая, не существует….

Есть лишь некоторые сочинения японских воинов, последнее из которых было написано в 1716 году Ямомото Цунэтомо, бывшим самураем, ставшим дзэнским монахом. Его сочинение называется “Хагакурэ”, и в нем он то и дело сокрушается, что вот мужчины вообще и самураи, в частности, измельчали.

Дело доходит до смешного: однажды ему рассказали, что пульс мужчин становится таким же как пульс женщин. Размышляя об этом Ямомото говорит: “Если посмотреть на современных мужчин, то тех, о ком можно подумать, что они имеют женский пульс, действительно множество, а те, кто кажется настоящими мужчинами, встречаются редко”.

И далее Цунэтомо объясняет, в чем, по его мнению, заключается мужское дело: “Мужское дело всегда связано с кровью. В наше время это считается глупым, дела хитроумно [хитрожопо? — Dr] разрешаются с помощью одних только слов, а от работы, которая требует усилий, стараются увильнуть. Я бы хотел, чтобы молодые люди имели бы об этом понятие”.

Мне вот, если честно тоже бы хотелось, чтобы молодые люди имели понятие о мужском деле. Само собой, что касается крови – это уж чересчур, но слова о нормальной мужской работе я вообще поддерживаю. Таким образом бусидо как путь воина – связан с кровью, с лишениями, которые может вытерпеть лишь мужчина. Теперь вопрос – много ли было таких мужчин во времена Ямомото Цунэтомо, многие ли шли по пути бусидо?

Лично я прочел множество сочинений воинов. И даже в эпоху Сингоку Дзидай (Воюющих царств) образцы мудрости и силы встречались крайне редко. Зачастую речь шла о корысти. Но вот в мирную эпоху Эдо (1603 – 1868 гг.) при династии Токугава прогремело событие….

Привожу свидетельство очевидца:

“Ночью четырнадцатого дня месяца – а если быть точным, перед рассветом пятнадцатого дня – пятнадцатого года Гэнроку (1702 г.) сорок семь ронинов ворвались в дом Кира Ёсинака в Эдо и убили хозяина и многих его слуг. О своем поступке они немедленно сообщили властям, представляя список участников нападения и объяснив причину: они убили Кира, чтобы отомстить за своего господина Асано Наганори”.

Ранее в этот же год, во время ежегодной церемонии приема императорских посланцев в замке Эдо, Асано, даймё, входивший в комитет по подготовке приема, напал на Кира, …, потомственного знатока ритуалов высшего ранга, который должен был вести Асано и других на церемонию. Посовещавшись, властивынесли вердикт: приговорить Асано к смерти и похвалить Кира за то, что он сдержался и не вступил в схватку. Брат Асано был посажен под домашний арест, а замок Асано Ако, провинция Харима, был конфискован”.

Почему же эта история вошла в легенды? Во-первых, потому что власти вынесли несправедливый вердикт, так как в то вреям существовал обычай, что если возникает схватка – виноваты оба. Поэтому многие посчитали решение властей несправедливым, особенно самураи Асано, оставшихся без господина – то есть ставшими ронинами – изгоями.

Во-вторых, в указанное время правил сёгун Токугава Цунаёси (1646 – 1709 гг.), который выпустил эдикт, согласно которму запрещалось убийство любых живых существ (Люди явно не считались живыми, так как нарушавших эдикт казнили :)). В этом плане действие 47 ронинов было явным нарушением эдикта, что вызвало восхищение в народной массе.

А раз это так, то следовательно бусидо – путь воина был не так уж и распространен в это время. По мысли того же Ямомото Цунэтомо 47 самураев-ронинов поступили не совсем верно, так как они долгие года ждали возможности отомстить, в то время как самурай должен действовать сразу не думая: “Пока будешь раздумывать о том, что ты должен обязательно прикончить обидчика – время уйдет”.

“Что касается ночного нападения ронинов господина Асано, то их ошибкой было то, что они не совершили сэппуку в Сэнгакудзи, поскольку между убийством их господина и возмездием за его смерть прошло слишком много времени. Если бы господин Кира в течение этого периода успел умереть своей смертью, это было бы чрезвычайно прискорбно”.

“Прежде всего Путь самурая должен заключаться в осознании того, что ты не знаешь, что случится в следующее мгновение…”.

Само собой все эти самураи получили приказ покончить с собой, что сделали незамедлительно и организованно. Однако ходят упорные слухи, что после убийства Кира властям сдалось лишь 46 ронинов. Сорок седьмой либо сбежал пред тем, как остальные ворвались в дом Кира, либо получил особые указания от управляющего Оиси, и покинул отряд после акта мести. Как бы там ни было, считается что самураев было 47.

Таким образом, мы видим, что случаи соблюдения пути воина были, однако люди часто не делали так, как считали другие. То есть сам бусидо кодекс самурая крайне субъективно воспринимался разными людьми, а уж тем более поступки, которые соблюдались по его букве.

В этом посте мы поговорили о бусидо пути воина в действии. В будущих постах разговор зайдет о других нравственных императивах пути бусидо.

P.S. Также ходят упорные слухи, что в конце 2013 года выйдет фильм “47 ронинов” в Кианом Ривзом в главной роли. Будем ждать )

Цитаты из книг:

Сато Хироаки. Самураи: история и легенды. СПб., 2003

Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве./ пер. Боченкова А., Горбатько В. М., 2006

Мысли мои icon smile Бусидо путь воина. Авторский взгляд. Часть 2

« »



Отзывов (4) на «Бусидо путь воина. Авторский взгляд. Часть 2»